Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОСТОВСКИЙ ПЕТРОВСКИЙ («в Поле») МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
60, С. 323-326 опубликовано: 14 мая 2025г. 


РОСТОВСКИЙ ПЕТРОВСКИЙ («в Поле») МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(«В Поле») (Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Ростов Ярославской обл.

XIII в.- 1917 г.

Ростовский Петровский («в Поле») мужской монастырь (Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии)
Ростовский Петровский («в Поле») мужской монастырь (Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии)

Ростовский Петровский («в Поле») мужской монастырь (Ярославской и Ростовской епархии Ярославской митрополии)
Основателем Р. П. м. традиционно считается ордынский царевич, племянник хана Берке, согласно «Повести о Петре царевиче», в 3-й четв. XIII в. перебравшийся под влиянием проповеди еп. Ростовского св. Кирилла II из Орды в Ростов и принявший в крещении имя Петр. Вместе с тем о пострижении Петра в «Повести...» не сообщается, как и о последующем почитании его как преподобного. С чудесным явлением на берегу Ростовского оз. апостолов Петра и Павла связывается покупка царевичем у ростовского князя земли для строительства церкви во имя первоверховных апостолов. Устройство мон-ря потомками прп. Петра объясняется погребением царевича у возведенной им церкви. При этом созданная между 2-й четв. XIV и посл. четв. XV в. «Повесть...» ни разу не упоминает ни о настоятелях обители, ни о его братии, основное внимание уделяя последующей истории детей, внуков и правнуков прп. Петра, их отношениям с Ордой и конфликтам с ростовскими князьями по поводу наследных земель и рыбных ловель на озере. Сведения «Повести...» об обстоятельствах появления Петропавловской ц. в определенной степени подтверждаются археологическими исследованиями, в результате к-рых начало освоения этой территории было датировано XIII-XIV вв. Кроме того, там обнаружены сохранившиеся в обломках крышки 3 белокаменных саркофагов, относимых ко 2-й пол. XIII в. и в рассматриваемый период маркировавших погребения лиц чрезвычайно высокого социального статуса (Леонтьев, Самойлович, Яганов. 2012. С. 127-129).

Вероятно, на протяжении первых веков своей истории Р. П. м. был небольшим владельческим мон-рем, а обширные вотчины в Ростовском у. достались ему от патронировавшего обитель рода потомков царевича Петра. Как о его потомках заявили о себе дворяне Чириковы в родословных росписях, поданных в 80-х гг. XVII в. в Разрядный приказ (Клеймола. 2020. С. 149-152), впрочем, иных источников, подтверждающих это, не имеется, как и свидетельств о ранней служебной и поземельной связи этого рода с Ростовской землей или хотя бы о ранних вкладах его членов в Р. П. м.

Разорение во время взятия Ростова 14-15 окт. 1608 г. отрядом тушинцев и примкнувших к ним переяславцев не нанесло Р. П. м. непоправимого удара. Уже в 1613 г. монастырь получил новую царскую жалованную грамоту на свои вотчины, подтвержденную в дальнейшем. В 1644 г. мон-рь добился, сославшись на «Повесть...», восстановления за ним старинного права рыбной ловли в озере (Царские грамоты. 1893. Стб. 550-552). В 1764 г. Р. П. м. был отнесен к заштатным обителям, находившимся на собственном содержании. Тем не менее обители, обладавшей мощами почитаемого святого и расположенной на окраине торгового города, близ оживленной дороги, удалось сохраниться. Уже к кон. XVIII в. она обрела поддержку состоятельных вкладчиков.

Храмы и другие постройки

До посл. четв. XVII в. весь комплекс строений Р. П. м. оставался деревянным. Согласно краткому описанию 1629-1631 гг., в «Петровском монастыре чюдотворца царевича Петра» имелись храм апостолов Петра и Павла с приделом прп. Михаила Малеина, ц. Похвалы Пресв. Богородицы «клецки» с трапезной, колокольня, игуменская келья, 3 кельи для братии, 2 житницы, «а сыплют в них монастырской хлеб», ограда со св. воротами (Писцовые мат-лы. 2012. С. 213). Указание акта 1644 г. на пожар собора, бывший «в Московское разорение», и наличие у соборной церкви придела, соименного новому царю Михаилу Феодоровичу Романову, дают основание считать, что после Смутного времени постройки обители были быстро восстановлены.

В 1682-1684 гг., при митр. Ростовском Ионе (Сысоевиче), в Р. П. м. на месте деревянного был сооружен и 25 авг. 1684 г. освящен кирпичный собор во имя апостолов Петра и Павла. Между 1790 и 1802 гг. храм был покрыт железом, в 1812 г. «в соборной Петропавловской церкви разделаны двенадцать окошек со вставкою новых железных окошек и оконичных со стеклами рам». В 1842 г. в облике собора произошли существенные изменения, в частности, были широко растесаны древние оконные проемы и пробиты 2 новых в нижних частях стен четверика, с севера и юга к старому притвору, реконструированному тогда же, пристроили дополнительные объемы ризницы и б-ки, причем лицевой фасад всей зап. части храма получил отделку в стиле классицизма. Эти работы выполнялись по проекту губ. архит. П. Я. Панькова. К нач. XX в. Петропавловский собор представлял собой 4-столпное крестово-купольное 3-апсидное 5-главое здание. Четыре подкупольных прямоугольных в плане столпа имели значительное смещение к востоку. Световым являлся лишь центральный барабан, остальные 4 барабана были глухими. Рукава пространственного креста имели перекрытие в виде полулотковых сводов без выявленных подпружных арок. От столпов к стенам переброшены пониженные подпружные арки, на которые опирались лотковые своды и своды угловых ячеек четверика. Апсиды были перекрыты конхами. Кроме окон апсид и центрального барабана храм освещался 2 ярусами сильно растесанных оконных проемов. Собор был монументален и в то же время лаконичен по оформлению, чем отличался от мн. ростовских построек той эпохи. Изначально он не был расписан. К 1748 г. в соборе стоял резной золоченый 6-ярусный иконостас.

Одновременно с собором к юго-западу от него была возведена шатровая колокольня. Вплотную к юго-западному фасаду колокольни в 1695 г. пристроили теплую кирпичную ц. в честь Похвалы Богородицы на подклете - бесстолпный одноапсидный четверик с трапезной. Позже, после пожара 1805 г., храм был перестроен, увенчан купольным сводом с главкой, в 1861 г. в трапезной освящен придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В XVIII в. вместо деревянной была сооружена небольшая каменная ограда с башенками, с 1805 по 1811 г. выстроен 2-этажный каменный настоятельский и братский корпуса (при участии архит. А. В. Мизерова), а в 1835-1836 гг. вместо старой поставлена новая 3-ярусная колокольня в стиле классицизма. В 1827 г. по указу архиеп. Авраама (Шумилина) находившийся в соборе придел 12 апостолов был переосвящен во имя прп. Петра Ордынского, в 1842 г. к собору пристроена паперть. В 1841-1845 гг., при игум. Киприане, по проекту архит. Д. С. Львозорова мон-рь был окружен новой оградой со св. воротами и массивными башнями по углам. В одной из башен помещались трапеза и кухня. Т. о., к сер. XIX в. весь комплекс строений монастыря представлял собой хорошо видный с Ярославского шоссе классицистический ансамбль.

Святыни

По описи 1748 г. в соборе над гробом прп. Петра стояла рака, опаянная медью и вызолоченная листовым золотом, поверх раки «образ преподобнаго Петра царевича, писан на красках, на нем венец серебряной, позолочен». В качестве чудотворных в мон-ре в XVIII-XIX вв. почитались 3 иконы, к-рые по традиции связывали с его основателем: Смоленский образ Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. Они были украшены серебряными позолоченными ризами и располагались в киотах на зап. стороне правого столпа соборного храма. 28 июля с этими иконами братия совершала крестный ход к озеру, служила водосвятный молебен в память об избавлении от бывшего в подмонастырских слободах скотского падежа и морового поветрия на младенцев. Кроме того, справа от раки, у окна, находился вышитый шелком покров с ростовым изображением прп. Петра, перенесенный с гробницы царевича (был заменен образом). У левого столпа собора находился образ Божией Матери «Скоропослушница», привезенный в 1908 г. со Св. Горы Афон, почитавшийся чудотворным. В соборе также хранился напрестольный серебряный в позолоте крест с частицами древа Креста Господня и мощей св. Иоанна Предтечи, ап. Марка, вмч. Пантелеимона, блгв. князей Василия, Константина, Феодора, Давида и Константина Ярославских, свт. Исаии и прп. Авраамия Ростовских.

Архив

О гибели документов Р. П. м. при пожаре в монастырской соборной церкви («а сожгли тее церковь литовские люди») сообщает грамота 1644 г. Несмотря на то, что при опросе соседи-старожилы связали этот некогда бывший пожар собора не со Смутой, а с ударом молнии, в распоряжении мон-ря в XVII в. действительно не было актов, выданных ранее 1614 г.; о прежних жалованных грамотах времен царей Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича Годунова остались только воспоминания. Большая часть документов обители находится в Ростовском филиале ГАЯО (Ф. 224).

Настоятели, насельники, вкладчики

Согласно Писцовой книге 1629-1631 гг., в Р. П. м. были «келья игуменская да три кельи братцких, а в них четыре брата чернорисцы». До учреждения штатов монастырем управляли игумены, после 1764 г.- строители, нек-рые из них имели сан игуменов. В 1803 г. над покоившимися под спудом мощами прп. Петра была сооружена серебряная рака весом более 2 пудов. Средства на нее выделил Н. А. Чириков, представитель рода, к-рый с кон. XVII в. считал себя прямым потомком преподобного. П. А. Чириков пожертвовал в 1804 г. образ прп. Петра в серебряной позолоченной ризе. Резная сень над ракой была вкладом ростовского купца М. М. Плешанова (1770-1858). Крупный денежный вклад, обеспечивавший братию доходом в виде процентов, был сделан гр. А. А. Орловой-Чесменской. В 1892 г. братия насчитывала 17 чел., включая настоятеля, 2 иеромонахов и 2 иеродиаконов.

Земельные владения и материальное обеспечение

Жалованная грамота царя Михаила Феодоровича от 12 окт. 1623 г. подтверждает данное Р. П. м. 2 более ранними грамотами того же государя освобождение «богомольцов своих из Ростова монастыря верховных апостол Петра и Павла с Поля, где лежит Петр Царевич, игумена Иону с братиею» от взимания с монастырской вотчины запасов, кормов и всяких податей из-за «их бедности и разорения», т. к. вотчина к тому моменту запустела (Царские грамоты. 1893. Стб. 545-546). Писцовая книга 1629-1631 гг. фиксирует за Р. П. м. подмонастырскую слободку, в к-рой проживали 7 бобылей, а также 2 больших села, расположенные на дороге из Москвы в Ростов,- Петровское и Щаднево, 2 деревни и 25 пустошей. В них насчитывалось 5 монастырских, 3 «служних», 5 «детенышевых» и оброчный двор, кроме того, 5 «дворов крестьянских» с 9 чел., 17 «дворов бобылских» с 30 чел., а также 35 «мест дворовых». За мон-рем записаны «пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли» 790 четей, сена 575 копен и 103 дес. «лесу пашенного» (Писцовые мат-лы. 2012. С. 216). К концу Смутного времени Р. П. м. обладал еще и особым въезжим двором, расположенным в центре Ростова на площади перед Успенским собором под защитой спешно сооруженного в 1614 г. острога, однако уже к 1632 г. этот двор был сломан в связи со строительством новых валов земляной крепости (Титов. 1887. С. 1). В 1646 г. за обителью в вотчине числились 42 двора и 140 крестьян, а также 2 монастырских двора скотных и «на приезд». Кроме того, Р. П. м. принадлежала расположенная рядом с ним слободка «в Сотемском стану под Ростовом посадом» с 12 дворами и 12 крестьянами.

К 1764 г. Р. П. м. имел в Ростовском у. 307 крестьян, 429 четей земли и пожни, с к-рых получал 399 копен сена, мельницу на р. Печегде и рощу рядом с. Щадневом. После учреждения штатов вместо вотчин мон-рь получил половину мельницы на р. Могзе у с. Внукова и 3 пустоши в Ростовском у., в 1844 г. для отопления обители отмежевали сосновый лес у дер. Козлово. По данным 1908 г., за Р. П. м. земли и леса насчитывалось более 170 дес. Совместно с ростовским Белогостицким мон-рем он продолжал владеть упомянутой половиной мельницы. Кроме того, ему принадлежали подворье в Москве на Таганке, на углу Земляного вала и Б. Дровяного пер., состоящее из 4 каменных домов, сдававшихся под жилье, деревянный странноприимный дом рядом с мон-рем и каменная часовня (1843) неподалеку от обители на Ярославской дороге. К 1908 г. денежный монастырский капитал составлял 7089 р., братский - 24 603 р.

1917-2020 гг.

Перед Февральской революцией 1917 г. в Р. П. м. проживали 11 монахов и 2 послушника. Согласно документам городских властей, в 1919 г. в монастыре числились только один представитель братии, священник, а также 37 сестер из Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря, которые к 1920 г. вернулись в родную обитель. 12 мая 1921 г. здания и богослужебная утварь Р. П. м. были переданы церковной общине, в состав которой входили бывш. насельники. Согласно уставу, зарегистрированному и утвержденному 31 окт. 1923 г., «Ростовское Петровское общество имеет целью чуждое какой бы то ни было политики духовное объединение граждан православного исповедания в районе Петровской церкви г. Ростова». В 1923 г. священнослужителями в общине числились настоятель архим. Симеон (Филиппов), принявший постриг в Р. П. м. в 1911 г., иеромонахи Дионисий и Феоктист и иеродиак. Серафим. Летом-осенью 1928 г. члены общины были выселены властями из зданий обители, они присоединились к общине Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря. Большая часть строений Р. П. м., включая Петропавловский собор и колокольню, в 30-х гг. XX в. была разрушена. К 2000 г. сохранились лишь теплая ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы, угловые башни стен и настоятельский корпус. На территории Р. П. м. находился пивзавод, позднее конторы и мастерские предприятия «Ростовагропромэнерго». 13 июля 1999 г. в обители установлен памятный крест, посвященный прп. Петру Ордынскому. В дек. 2000 г. начался процесс передачи Ярославской епархии сохранившихся зданий, в т. ч. церкви в честь Похвалы Пресв. Богородицы, братского корпуса, угловых башен. 13 июля 2005 г. в Р. П. м. архиеп. Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) была отслужена 1-я после закрытия мон-ря Божественная литургия. Решением Синода от 24 дек. 2010 г. Р. П. м. был возобновлен, наместником назначен иером. Климент (Новиков), возведенный в сан игумена. Восстановлена Богородицкая ц., ведутся ремонт и реставрация др. зданий. В 2019 г. над предполагаемым местом упокоения прп. Петра поставлена деревянная рубленая часовня. При мон-ре открыта воскресная школа. Среди почитаемых икон монастыря - «Успение Пресв. Богородицы» из бывш. Вепревой Успенской муж. пуст. Ростовского у. и образ «Явление преподобному Петру апостолов Петра и Павла».

Ист.: Титов А. А. Переписные книги Ростова Великого 2-й пол. XVII в. СПб., 1887; Царские грамоты, жалованные Ростовскому Петровскому мон-рю // Ярославские ЕВ. 1893. № 35. Ч. неофиц. Стб. 545-559; ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 20-37; Белякова М. М. Житие блж. Петра, царевича Ордынского: История текста // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры. Н. Новг., 2009. С. 43-100; Писцовые мат-лы Ростовского у. XVII в.: 1629-1631 гг. М., 2012. С. 213-216.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 534-536; Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; он же. Описание ростовского Петровского мон-ря, что на Поле. Ростов, 1887; Титов А. А. Описание Ростова Великого. М., 1891; он же. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 123-126; Чуфаровский Н., свящ. Ростовский Петровский мон-рь и его основатель прп. Петр царевич. Ярославль, 1891; Ярославская епархия в описании прот. И. Троицкого / Предисл. и примеч.: А. А. Титов. Ярославль, 1901. Вып. 1. С. 18-20; Рыбин К. Г. Краткие сведения о мон-рях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 6; Валентин (Ляхоцкий), иером. Прп. Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский мон-рь. Ростов, 1912; Иванов Д. А., изд. Спутник по Ростову Великому Ярославской губ. Ростов, 1912. С. 100; Мельник А. Г. Ансамбль ростовского Петровского мон-ря // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 400-404; он же. Судьба архивов Ростовского архиерейского дома и ростовских мон-рей в эпоху Смуты // ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 91-92; он же. Об иконогр. программе житийной иконы кон. XVII в. «Св. прп. Петр царевич» // СРМ. 1995. Вып. 8. С. 105-112; он же. Четыре утраченные ростовские колокольни XVII в. // Там же. Вып. 7. С. 178-190; он же. Собор ростовского Петровского мон-ря // ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 240-252; он же. Надгробная икона ростовского св. Петра царевича в житии кон. XVII в. // ДРВМ. 2007. № 1(27). С. 104-115; он же. Иконография ростовского св. Петра царевича // ИКРЗ, 2011. Ростов, 2012. С. 100-125; Парфенов А. Ю. К истории Ростовского Петровского мон-ря в XX в. // Там же, 2001. Ростов, 2002. С. 199-208; Вахрина В. И. Икона «Прп. Петр, царевич Ордынский, в житии» // ПКНО, 2002. М., 2003. С. 332-350; Стрельников С. В. Потомки Петра Ордынского и Карашская слобода // Исслед. по истории средневек. Руси. М.; СПб., 2006. С. 223-229; он же. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 63-68; Леонтьев А. Е., Самойлович Н. Г., Яганов А. В. Археол. исследования в ростовском Петровском мон-ре в 2009 г. // Археология: История и перспективы. Ярославль; Рыбинск, 2012. С. 116-136; Клеймола А. Потомки Петра, царевича Ордынского: Ростовский род Чириковых // Средневек. Русь. М., 2020. Вып. 14. С. 129-152; Ленхофф Г. К истории Петра, царевича Ордынского, и его ростовской вотчины // Там же. С. 97-128.
С. В. Городилин